Фото: sputnik.by

Евгений Прейгерман: Лукашенко хочет войти в историю не только первым, но и не последним президентом

06 февраля 2017
Сергей Запрудский, thinktanks.by
Политика
Фото: sputnik.by

Все чаще руководитель страны обращается к теме суверенитета, а укреплять его через разделение общества довольно сложно.

Евгений Прейгерман, директор по исследованиям дискуссионно-аналитического сообщества «Либеральный клуб», участвовал во встрече Александра Лукашенко с представителями экспертного сообщества, общественности, белорусских и зарубежных СМИ.

По мнению Евгения Прейгермана, название мероприятия - «Большой разговор с президентом» - вполне совпало с содержанием, «это был более широкий разговор, чем обычные форматы, которые мы видели раньше — это точно». «Экспертное сообщество в таком составе действительно было впервые на такого рода мероприятии. Я сам был впервые, но не только я, но и другие эксперты со взглядами, которые у нас принято называть либо независимыми, либо оппозиционными. Не было и проблем с вопросами или комментариями — стоило один раз поднять руку, и мне сразу же просигнализировали, что через какое время дадут слово, через несколько минут у меня в руках был микрофон. То же мы наблюдали и с вопросами экономиста Ярослава Романчука, которому при каждом поднятии руки передавался микрофон. В этом отношении формат встречи действительно был новым», - сказал Евгений Прейгерман в интервью thinktanks.by.

Напомним, Евгений Прейгерман предложил Александру Лукашенко проведение международной конференции с его участием: «То с Запада, то с Востока на нас смотрят сквозь призму каких-то чужих интересов, картин мира. Может быть, в этой связи имело бы смысл раз в год завести такую традицию, как это делают во многих других государствах, проводить большую международную конференцию, обязательно с вашим участием, где не только мы, но и ведущие международные эксперты, которые в итоге пишут и говорят про Беларусь, из первых уст слышали все то, о чем мы сегодня говорим, и, соответственно, мы бы выстраивали наши где-то концептуальные, где-то практические предложения, в том числе по наполнению вашей идеи по «минскому процессу». Александр Лукашенко в ответ сказал, что «абсолютно поддерживает» предложение: «Если сочтете нужным, чтобы я там побывал, - пожалуйста, найду два-три часа, чтобы приехать на конференцию, переговорить с людьми, услышать какое-то другое мнение».

«Эта конференция может стать хорошим продолжением нашей инициативы «Минский диалог», у нас хорошо представлен МИД, почему бы не вывести дискуссию на новый уровень?» - заметил Евгений Прейгерман.

Что касается многочисленных заявлений Лукашенко по проблемам белорусско-российских отношений, «сейчас рано говорить о том, к каким результатам они приведут, но, на мой взгляд, важно, что глава государства какую-то кухню этих отношений все-таки приоткрыл». «Сложно сказать, насколько объективно понимание этой кухни, но то, что он в деталях изложил свою позицию, было не лишним, по крайней мере, для тех, кто анализирует эти события. Ведь в последний год мы находились в неведении, в окружении громких заголовков, только догадываясь, насколько эти заголовки релевантны. Вспомним эти пресловутые военные вагоны или перспективы введения российских войск... Экспертам эти события более-менее были понятными, но широкой общественности — нет, и уж тем более внешнему миру, который после каждого нового такого сообщения чуть ли не посылал в Минск письма с предложениями гуманитарной помощи. Поэтому даже в этом контексте какие-то акценты было правильным расставить», - считает политолог.

Если анализировать заявления Лукашенко по поводу реформ и состояния экономики, то, как считает Евгений Прейгерман, «все, что он говорил, отражает то, что мы наблюдаем в контексте продолжающихся переговоров с Международным валютным фондом». «Лукашенко сформулировал квинтэссенцию своего подхода: я не против изменений, но только медленных. Это можно расценивать по-разному. Думаю, что для Ярослава Романчука эти слова равны ответу: «Никаких реформ нет», ведь Романчу всегда последовательно выступал за решительные и быстрые изменения. С другой стороны, если мы посмотрим, что делается в последние годы в той же сфере ЖКХ, в сфере поддержки государственных предприятий, в целом ряде других областей, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса, то, безусловано, определенные изменения происходят — и есть много экономистов, которые расценивают, причем негативно, даже эти действия как исполнение Лукашенко неких реформ. Я тоже считаю необходимыми системные, решительные и комплексные реформы, к тому же перед нами успешный опыт такого подхода в других государствах. Но здесь — вот такой подход. Понятно, что изменения будут — жизнь вынуждает, но вопрос скорости, вопрос времени», - отметил Евгений Прейгерман.

По мнению политолога, в последние несколько лет в Беларуси появился совершенно очевидный официальный тренд на вовлечение «в единое дискуссионное поле тех, в мнении которых ранее не нуждались, считая его либо ненужным либо причисляя этих людей к оппозиции, пятой колонне и так далее». «Мы услышали, что некое представление о пятой колонне сохраняется, но она в этом представлении уже достаточно узкая — это люди, которые открыто выступают против власти, государства и т. д. Конечно, остается непонятным, как это все определяют в руководстве страны. Но в любом случае посыл таков, что мнение даже тех, кто критикует, но делает это с уважением как к стране, так и к сегодняшнему ее руководителю, интересно власти», - считает Евгений Прейгерман. По его мнению, для появления этого тренда есть несколько причин, «абсолютно объективных и понятных». «Старые устои оказались не такими уж и непоколебимыми как во внутренней, так и во внешней политике. В первую очередь, речь идет о белорусской социально-экономической модели, в отношении которой без изменений не обойтись. Во-вторых, всегда для любой власти в любой стране при такой турбулентности возникает насущная задача минимизировать различные риски, которые могут возникать в разных социальных группах. Для власти важно играть на опережение, что она и делает, - сказал Евгений Прейгерман. - Не просто же так зазвучала тема суверенитета, угрозы суверенитету — это, опять же, не надо воспринимать только в военном плане, дескать, кто-то приедет на танках и нас завоюет. Здесь все гораздо более комплексно и сложно. Из выступления Лукашенко становится понятным, что он все чаще думает о том, что наиболее ценным будет войти в историю не только как первый, но и как не последний президент Беларуси. Укреплять же суверенитет в нашей стране через разделение общества будет очень сложно».


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: