фото: sputnik

Как Беларусь пытается встроиться в транспортный коридор между Китаем и Европой

10 апреля 2024
Thinktanks.by
Экономика
фото: sputnik

Россия и другие азиатские страны обсуждают проект международного транзитного пути на 70 миллиардов долларов. Беларусь изучает свои возможности поучаствовать в нем.

Мы уже писали о том, как блокада Суэцкого канала возвращает актуальность Беларуси в качестве транспортного коридора для китайских товаров в Европу.

В первом квартале 2024 года транзит между Беларусью и Китаем вырос на 68% по отношению к такому же периоду прошлого года, суммарно перевезено порядка 135 тысяч TEU1. Об этом заявлял заместитель гендиректора ОАО РЖД Алексей Шило в интервью «Коммерсанту».

По распоряжению правительства России ведется аналитическая работа о грузовых базах коридора «Север – Юг». Данные лягут в основу инвестиционного проекта по строительству новой железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм от границы России с Азербайджаном до портов Ирана. К 2030 году объем российских инвестиций в коридор «Север – Юг» составит более трех млрд долларов.

По оценкам Евразийского банка развития, общий объем необходимых инвестиций только в инфраструктуру коридора «Север – Юг» составляет 38,2 миллиардов долларов.

О том, что торговые агенты теперь ищут альтернативные пути и этой ситуацией может воспользоваться Беларусь, пишут эксперты из Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) и их коллеги из Центр анализа международных отношений в Азербайджане. Они провели совместное исследование перспектив сопряжения международных транспортных коридоров двух стран.

Что не так с путями, проходящими через Беларусь?

Обе страны рассчитывают стать хабами на пути китайских товаров на Запад. Белорусская железная дорога совместно с грузовладельцами и логистическими компаниями Азербайджана, России, Казахстана, и Китая разработала порядка 40 новых логистических маршрутов для экспорта в более чем 20 стран мира.

При этом в развитии двух транспортных коридоров, участниками которых являются Азербайджан и Беларусь, есть одинаковые проблемы. Так, в функционировании пути «Север-Юг», частью которого является Беларусь, ученые выявили следующие проблемы:

  • Имеются проблемы с железнодорожными сетями, в особенности на территории Ирана;
  • Зачастую поезда перевозят грузы только в одну сторону, а обратно идут пустыми;
  • В Каспийском море отсутствует нужная инфраструктура и недостаточно потенциала транспортного флота;
  • Нет координации по проекту развития МТК «Север – Юг» на территории стран-участниц.

В функционировании Транскаспийского международного транспортного маршрута, частью которого является Азербайджан, проблемы схожие. Исследователи полагают, что их решить помогло бы сопряжение двух транспортных путей.

Соединить два коридора стоит 70 млрд                  

Для сопряжения коридоров у Беларуси и Азербайджана уже имеется задел. Страны объединяет единый стандарт колеи 1520 мм. Запущены национальные проекты по модернизации отдельных участков.

В докладе в качестве задела также названы:

  • низкое число таможенных барьеров между двумя странами,
  • региональная связанность с Россией и Центральной Азией,
  • приблизительно одинаковый 12 уровень развития инфраструктуры.

Что может помешать объединить два транспортных коридора? Во-первых, высокая стоимость модернизации инфраструктуры. По разным оценкам, общая модернизация Срединного коридора и коридора «Север – Юг» может достигать 70 миллиардов долларов.

Во-вторых, большой объем необходимых средств заставляет государства сшивать коридоры поэтапно, соответственно, могут иметь место «преференциальные квоты», «приоритетный пропуск на пограничных пунктах» или «приоритетное финансирование на определенных этапах».


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: