Невеселый молочник. Что происходит с дистрибьюцией белорусской молочной продукции в России

12 апреля 2024
Антон Гордзялковский, Thinktanks
Экономика

Из 10 компаний белорусской молочной товаропроводящей сети в России только одна закончила 2023 год с ростом прибыли.

Белорусское правительство в июне 2023-го устами премьера Романа Головченко констатировало неожиданные проблемы со сбытом отечественной «молочки» на российском рынке, и с тех пор оно так и не сумело выправить ситуацию. Как выяснил Thinkthanks, только 1 дистрибьютор из 10, составляющих профильную товаропроводящую сеть на этом рынке, закончил прошлый год с небольшим приростом прибыли. Остальные – либо с ее сокращением, либо с убытками.

Предупрежден – не значит вооружен

На совещании в правительстве, которое летом прошлого года собрал Александр Лукашенко, Роман Головченко неожиданно для многих заявил, что появилась проблема сбыта определенных видов молочной продукции. На тот момент, по его словам, были накоплены складские запасы на 400 млн долларов. Премьер объяснил ситуацию ценовым фактором на внешних рынках, а также ростом производительности в самой России. И уверил, что «это не трагично». Запасы, предназначавшиеся для российского рынка, планировалось перекинуть на китайский и азиатский рынки, где намечалось повышение цен. И вообще Роман Головченко пообещал изменить стратегию развития молочной и молокоперерабатывающей промышленности.

Полгода с того совещания, похоже, оказались недостаточным сроком, чтобы внести существенные изменения. Отчеты сбытовых структур белорусских молочных заводов в России констатируют «черный год» для отрасли. Попытки «раскидать» запасы по демпинговым ценам привели к падению показателей по прибыли (в отдельных случаях – к убыткам) у большинства участников молочной товаропроводящей сети.

«Савушкин продукт»

Входящий по выручке в топ-5 крупнейших компаний белорусов на рынке России дистрибьютор одноименного холдинга оказался единственным из «молочников» , кто улучшил в 2023 году свои финансовые показатели.

Продажи «Савушкин продукт» выросли в 2023 году на почти 30% и составили свыше 580 млн долларов.  Больше, чем в прошлом году, на 11,7% оказалась прибыль. Ее сумма выросла до 1,6 млн долларов.

«Славяна» («Молочные горки», Горецкий пищевой комбинат, «Белсыр»)

Второй по объемам дистрибьютор белорусской «молочки» в Россию, компания «Славяна» на 0,5% (до 156 млн долларов) сократила  продажи  молочных продуктов. Львиную часть в ее портфеле  составляет продукция «Молочных горок», Горецкого пищевого комбината и «Белсыра».

Прибыль за год значительно сократилась, вылившись в мизерную сумму чуть более 15 тыс. долларов.

«Минский молочный комбинат №1»

Один из гигантов белорусской молокопереработки ММЗ №1 наторговал в прошлом году в два раза больше, чем в 2022-м – на свыше 110 млн долларов.

Однако торговал, похоже, ниже или на уровне цен конкурентов. При росте реализации прибыль уменьшилась на более чем 65% и составила чуть более полумиллиона долларов.

«Беловежские сыры»

Компания из города Высокое, основным владельцем которой является Светлана Сушко, приросла за год в продажах на 3,6% - до 23,5 млн долларов.

Но закончила 2023-й год с убытком.

«Молэкс» (Лидский молочно-консервный комбинат)

Дочерняя компания еще одного валообразующего предприятия отрасли - Лидского молочно-консервного комбината -  минуснула в прошлом году и в продажах, и в эффективности от них. 

Оба показателя сократились примерно в два раза.

«Минскоблпродукт» (ММЗ №1, Слуцкий сыродельный комбинат)

Ключевым владельцем этой структуры является Слуцкий сыродельный комбинат. Но с 2024 года «Минскоблпродукт» находится под управлением другого собственника, ММЗ №1.

Реализация дистрибьютора выросла в более чем два раза. Но бизнес остался, как и в 2022-м году, убыточным.

«Представительство Рогачевского молочно-консервного комбината»

Дочка одного из двух производителей белаоусской сгущенки немного приросла в продажах (на 8,9%). Но денег в виде прибыли было меньше, чем в 2022 году.

Торговый дом «Беллакт»

А вот представитель волковысского «Беллакта» потерял и в реализации, и в прибыли. 

Причем по последнему показателю – почти на треть.

Торговый дом «Глубокое» (Глубокский молочноконсервный комбинат)

В 2022 году эта структура вообще не занималась сбытом. В 2023 году ее продажи составили около 20 тыс. долларов. При этом сразу на 20% выросла сумма убытка, которая превысила выручку.  

Торговый дом «Бонфесто» (Туровский молочный комбинат)

Дочка Туровского молочного комбината в прошлом году вообще свернула торговлю. Что благоприятно повлияло на объем убытков – они уменьшились по сравнению с предыдущим годом в более, чем два раза.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: